«НАСКВОЗЬ ТЕБЯ ВИЖУ». СЪЕМКА СТЕКЛЯННОЙ ПОСУДЫ

Данный материал не претендует на учебное пособие, всесторонне раскрывающее вопрос съемки прозрачных предметов. Отнюдь. Я всего лишь хочу описать один из множества вариантов съемки стеклянной посуды. Способ этот в свое время покорил меня своей простотой и элегантностью, и я решил написать небольшой пост об этом.

Начнем со свойств стекла. Я не физик, но, если упрощенно, у стекла есть два свойства благодаря которым оно выглядит так, как выглядит. Это преломление и отражение. Если допустить, что мы имеем полностью прозрачный бокал, то мы можем его увидеть только благодаря тому, что предметы, расположенные за ним искажены, а окружение отражается на его поверхности. В данном случае преломление я пропущу, так как разговор исключительно про однотонный фон. Получается, что рисунок бокала будет сформирован из отражений и бликов. Это придает предмету легкость и прозрачность. Если съемка ведется на светлом фоне, то при достаточном освещении, бокал может полностью слиться с фоном, поэтому следует расположить темные флаги, которые подчеркнут грани и, соответственно, все наоборот с темным фоном.

На практике рассмотрим оба варианта. Начнем со светлого.

Съемка стеклянной посуды. Бокал для мартини на белом фоне.

Поскольку в кадре только прозрачный предмет и подсвечивать его фронтальную сторону нет необходимости, то используем один источник контрового света, который так же будет являться фоном, то есть ставим осветительный прибор с софтбоксом за бокал и направляем строго в камеру. Можно так же использовать фон, подсвеченный источником света. В идеале убрать из окружения предметы и источники света, которые могут дать паразитные отражения. В принципе это уже рабочая схема, способная дать удовлетворительный результат.

Часто рекомендуется ставить предмет на стекло, под которым лист белой бумаги, это даст белый фон и вместе с тем отражение. Это может добавить сложности при постобработке, так как фон будет светлее, чем подложка. Чтобы избежать этой разницы бокал можно ставить на стекло без какой-либо подложки под ним (то есть под стеклом воздух) и тогда фоновый свет будет проходить сквозь стекло, делая фон однородным по всему полю кадра, но отражение бокала останется.

Схема света для съемки на белом фоне

Как вариант можно использовать зеркало. Оно будет отражать и бокал и свет от источника.

Расставив вокруг бокала флаги так, чтобы все нужные грани были с нужными отражениями, остается только сделать кадр.

Далее самое интересное. Чтобы сделать из этой картинки полностью противоположную, достаточно просто закрыть часть фонового света темным флагом, так чтобы он не перекрывал весь источник, но занимал всю площадь кадра.

Съемка стеклянной посуды. Бокал для мартини на черном фоне.

В жизни это может выглядеть, например, так:

Софтбокс

В результате на снимке у нас получаются грани бокала, освещенные контровым источником, а фон, благодаря флагу, остается черным. Интересно, что единственный источник освещает объект со всех сторон.

Съемка стеклянной посуды. Бокал для мартини на черном фоне.

Эти два приема можно видоизменять и комбинировать, добиваясь разных интересных рисунков. Главное дать волю фантазии.

Съемка стеклянной посуды

Сделать подобные фотографии можно в домашних условиях и даже без использования дополнительного оборудования, применив знаменитую русскую смекалку и фантазию. Отличным софтбоксом может послужить небо в окне, только не забудьте выключить свет в комнате.

Желаю удачи и творческих успехов